Я думаю, что способов, как и мастеров, много. Просто расскажу, как делаю это я.
1. Когда рядом со мной садится ребенок, я спрашиваю его, что он хочет слепить
Довольно часто дети не могут ответить. Порой ребенок не знает, что он хочет. Например, и кошку хочется, и собаку, а еще ёлку и воробья. И все одновременно. Или ребенок боится ошибиться. Например, выбрать того, кого слепить нельзя (не получится) или того, кто не будет одобрен взрослым.
Здесь важно дождаться самостоятельного ответа. Не давать готовых решений «ты же Мурку хотела слепить, давай ее» и не торопить ребенка. Если дите совсем зависло, можно дать длинный и разнообразный список вариантов. Обязательно длинный (цель — не запомнить, а показать, как велик выбор) и обязательно разнообразный (затем же).
Смотри, мы можем слепить и Мурку, и Ваську, того бандита, у которого ухо порвано, можем слепить поросенка, козу, папу (нет, не козы, а нашего папу, вот сюрприз будет), можем космонавта или Умку. А еще можно Валентину Петровну и грибы. Или Валентину Петровну с маленькими грибами. Или большой гриб с маленькой Валентиной Петровной.
Раза с третьего дети уже легко выдают собственные желания. И порой взрослому они могут казаться слишком простыми. Например, ребенок, который уже просто отлично лепит мельчайшие детали, вдруг хочет слепить конфету. «Да что ее лепить, — хочется воскликнуть практичному родителю, — давай уже что-нибудь посложнее!»
Ага! В этом-то и подвох. Если ребенок вдруг делает шаг назад (и это происходит не на фоне жизненных потрясений (развод родителей, перевод в новый детский сад, переезд), то чаще всего это означает подготовку к новому рывку. Оттачиваются старые навыки как подготовка почвы для новых.
Так вот. Ребенок выбирает, что он будет лепить, ну например, собаку.
2. Решаем, будет ли это конкретная собака или собака, так сказать, вообще
Если первое — вспоминаем окрас, если второе — окрас выбираем. Причем когда мы только начинаем лепить с новым ребенком, то собираем мы собаку (ну пусть собака, жалко вам что-ли?) по частям.
– Какого цвета будет тело?
– Красного! (с вызовом, мол,.давай, скажи мне, что собаки красные не бывают)
– Хорошо, красного. А голова?
– Синего! (что, не будешь отговаривать что-ли?!)
– Отлично, синего.
– А уши?
Первое животное получается всех цветов радуги. Потом возвращаются природные окрасы, потому что раз можно по-всякому, то почему бы и не слепить собаку, похожую на собаку?
3. И вот только когда мы определились, кто у нас будет и какого цвета, мы приступаем к лепке
Я уже писала, что мои книги — это пособие не столько для детей, сколько для их родителей. Дети лепят прекрасно, хоть и не всегда их творения похожи на тот мир, который мы привыкли видеть вокруг. Но порой маленький человечек сталкивается с проблемой: он хочет слепить что-то конкретное, но не знает как. И вот тут — выход на сцену родителей. Они должны иметь возможность помочь.
Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок по полтора часа самостоятельно занимался пластилином (о, полтора часа тишины и покоя!), развивая руки, воображение и далее по списку, научитесь лепить сами.
Но! Когда ребенок придет к вам с вопросом «а как сделать это?», пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, не давайте ему готового ответа сразу. Спросите: «А как ты думаешь?»
Когда вы спросите так впервые, то, скорее всего, услышите ответ: «Я не знаю! Я же тебе только что сказал!» Это только знак, что ребенок не привык искать ответ сам. Предложите подумать, повертеть поделку в руке, задавайте наводящие вопросы как бы в раздумьях, бормоча под нос довольно громко и разборчиво. Здорово бывает, когда ребенок с воплем «я понял!» гордо смотрит на родителя. Он сам, САМ догадался!
Ну а если инсайта не случится — подскажите, конечно. Только вариант «вот так, думаю, можно попробовать. Ты как считаешь?» я нахожу более привлекательным прямого распоряжения «Сделай вот так».
Если ребенок вообще не знает, как лепить того или иного персонажа, то ему можно показать все с самого начала. Не делать за него и даже не делать с ним, если ребенок старше пяти лет, а именно показать. Слепить свою собаку, а ребенок пусть лепит свою.
И вот тут для взрослых начинается самое сложное испытание: принять то, что сваяет их чадо.
Собака может получиться с чересчур тонкими или толстыми лапами, тело неровное, глаза едва ли не на затылке. И руки чешутся поправить, примять, подмазать, потому что… ну как такое кому-то покажешь? Но, на мой взгляд, не надо делать фигурку «красивее», лучше найти правильный ракурс.
Если собака настолько тонконога, что вряд ли будет стоять — предложите ее усадить или уложить. Длинное тонкое тело? А может быть собаке холодно и она свернулась в кольцо? Огромный хвост? Ух ты, как здорово! А представь, что зима и пошел снег, а собака укрылась хвостом и сидит как под зонтиком.
То есть задача взрослого — найти применение тому, что делает ребенок. На самом деле это очень весело и хорошо раскачивает затюканные вечными «надо» и «нельзя» взрослые мозги.
4. Завершаем лепку историей
Слепленная фигурка — это пока ни о чем. Ее надо оживить, придумать историю.
Не просто Дед Мороз, а Дед Мороз, который принес огромный подарок и радостно встречает одариваемого.
Не просто обезьяна, а обезьяна, которой как-то Бог послал кусочек сыра подвалило 10 кг бананов.
Ну вот как-то так)) И прекрасное вам на сладкое: