Интервью. Алена Фролова — [настоящий] свободный художник

А.Ф. Спасибо, что позвала 🙂

М.Н. Однажды я спорила с другом. Я говорила, что писатель — это тот, кто пишет. Друг утверждал, что тот, кого издают. Каково твое мнение: ты — художник? И что это значит вообще быть художником?

А.Ф. Сложный вопрос. Потому как это понятие очень широкое, применимое сейчас не только к живописцам.

Художник, по-моему мнению, это тот, кто творит, создает, придумывает. Не обязательно красивое или практичное, но то что заставляет творца — художника, музыканта, архитектора, садовника, инженера и т.д. — копаться в себе, тренировать руки, глаз, восприятие, искать и находить пути выражения. И результат такой работы обязательно трогает зрителя (читателя и т.д.), встряхивает, заставляет меняться и думать.

Конечно, неплохо при этом иметь возможность реализовываться в том числе и финансово, но ориентироваться только на рынок и продажи — это очень обеднять себя в творчестве, экспериментах и средствах выражения.

М.Н. Зачем ты творишь? Можно сослаться на деньги, но я уверена, ты этого не сделаешь.

А.Ф. С некоторых пор я рисую просто потому, что меня это делает счастливой и я не могу этого не делать.

Первоначально про деньги речь вообще не шла. Живопись и рисование были моим хобби, а потом и отдыхом от напряженного турбизнеса. Сейчас, когда турфирма продана и трудное решение быть профессиональным художником принято, начала задумываться о заработке. В том числе и для того, чтобы чувствовать себя свободнее.

Но, как ты справедливо заметила, деньги — не основное и далеко не главное.

Мне нравится делиться своими эмоциями и чувствами, передавать свои ощущения через картины другим людям. Нравится создавать разноформатные «окна в другие Миры», как говорил мой учитель Андрей Владимирович Шестаков. Нравится экспериментировать и учиться.

Это довольно сложно — сначала что-то почувствовать, придумать что ты хочешь сказать, чем поделиться, а потом адекватно передать это на бумагу или холст. И то, что нужно учиться способам этой передачи, искать варианты и повышать профессионализм мне тоже доставляет огромное удовольствие.

М.Н. Как и когда ты начала рисовать? Ты родилась с кисточкой во рту или твои результаты — плод упорного труда?

А.Ф. Как начала рисовать не помню. Помню, что мне это очень нравилось, наверное, всегда.

А когда в балетном классе, примерно в 8 лет, сказали, что моё телосложение и рост совершенно не подходят для большой сцены, я убежала в слезах и нашла… изостудию! Где влюбилась в рисование окончательно.

Кое что у меня получалось и получается сразу. Но далеко не всё. Многое приходится «добирать» упорными тренировками и упражнениями. Не только самостоятельными. Учителя на этом пути тоже играют огромную роль! Как говорится, то что видно снаружи, может быть совершенно не очевидно изнутри. Но процесс обучения — это тоже творческий процесс. И это тоже очень интересно.

М.Н. Ты учишь других рисовать? Что важнее: уметь видеть или уметь воспроизводить? Любого ли можно научить рисовать?

А.Ф. Я учу периодически.

Несколько лет назад у меня были маленькие ученицы — 5-8 лет и заниматься с ними было таким кайфом! Иногда даже не нужно было ничего объяснять, достаточно было придумать тему и сказать волшебную фразу «Можно делать все, как ты хочешь» и результаты были удивительные. Сейчас учеников пока нет. Просто нет времени. А, может, нет настойчивых запросов 🙂 или хочется больше заниматься самовыражением и воплощением своих идей.

В живописи, рисовании все важно. И умение видеть и схватывать главное, почувствовать суть. Но и умение скомпоновать, перенести, расставить акценты тоже не менее важно. А также твердость руки, умение работать с цветом, знание анатомии и перспективы, умение почувствовать меру и гармонию в созданном в рисунке или на холсте. Если ты хочешь быть глубоким художником, интересным не только самому себе.

Не нужно забывать и о наличие интересных идей. Их отсутствие тоже может быть проблемой.

Убеждена, что творческие занятия, такие как рисование, танцы, пение — доступны всем. Другое дело насколько глубоко человеку интересно этим заниматься и сколько он готов потрать средств — времени, сил, денег — на самосовершенствование.

Но и в качестве хобби творчество тоже очень обогащает жизнь.

М.Н. Как часто (редко, а может никогда) ты испытываешь ощущение «не дотянула», когда то, что шло через твои руки, выразилось тобой не совсем точно или не совсем полно?

А.Ф. Бывает довольно регулярно. И я научилась не воспринимать неудачи, как трагедии. А откладывать работу или упорно искать решение.
Случается так, что результат, удовлетворивший на определенном этапе, через какое-то время заставляет искать новые варианты… Тут главное, не зациклиться на одной задаче. И не относиться ко всему слишком серьезно.

М.Н. Твои картины продаются? Есть что-то общее у их покупателей?

А.Ф. Продаются. Мне нравится, что люди покупают мои работы потому, что они их зацепили. Наверное, в этом главная схожесть.

М.Н. Был ли у тебя случай, когда работу не хотелось отдавать, но и желание другого человека заполучить ее было таким же сильным?

А.Ф. Да. Было пару раз, первый лет, наверное, 8 назад. И это было удивительно. Потому что тогда я писала только для себя. И этого было достаточно. А тут вдруг появился человек, которому стало интересно мое творчество.

М.Н. Я прошлась по нескольким галереям. Не знаю, что меня впечатлило больше: странность увиденного (картины, больше похожие на попытки вытереть разлитую краску) или ценники на эти работы. Искусство — что это для тебя и зачем оно нужно человеку в эпоху искусственного интеллекта?

А.Ф. Современное искусство — очень болезненная тема для меня. 🙂
Действительно Большие Произведения Мирового искусства очень много значат. Они помогают мне жить, понимать, чувствовать, расти и меняться в глобальном смысле и в занятиях живописью. Такие картины дарят вдохновение, эмоции, украшают жизнь.

Когда смотришь на «Голубых танцовщиц» Дега или «Поцелуй» Климта, «Кувшинки» Моне или мадонн Рафаэля каждый раз чувствуешь потрясение. Открываешь в себе что-то новое. Это почти такие же чувства, когда всматриваешься в глаза Мира, пытаясь понять его суть, восхищаясь его многообразием и красотой. И понимаешь, чувствуешь, что Нежность, Красота, Любовь, Свет — не просто слова. Что есть что-то больше и важнее повседневной суеты и быта. Есть то, на что ориентироваться в жизни. И эти ощущения и понимание, внутренние ориентиры важны в любые времена.

Современные мастера творят просто потому, что творится. Они много экспериментируют с материалами и способами выражения. Но не всегда умеют рисовать, знают что такое форма и перспектива, умеют работать с цветом. Не знакомы с произведениями Мирового искусства. И сами не знают, что хотят сказать. Отсюда получаются эксперименты ради экспериментов и большое желание выделиться, выпендриться, на общем фоне. Это неплохо, но подобные произведения редко могут похвастаться глубиной и хоть какой-то сутью. Поэтому они не дают никакого эмоционального отклика, требуют многостраничных объяснений и годятся, в лучшем случае, только для оформления интерьера. Но Высокая цель и Суть искусства здесь пропадает совсем. Остается только разочарования и высокие финансовые притязания.

М.Н. Какие твои любимые материалы?

А.Ф. Таких материалов довольно много и предпочтения периодически меняются. 🙂
Я люблю масло, цветные карандаши, фломастеры, сухую пастель, тушь. Акварель меньше. Но это, возможно, из-за недостаточного внимания и упорства в работе с этим материалом.
Еще большую роль играет бумага или холст. Часто именно структура поверхности определяет выразительность работы. Сейчас я обожаю бамбуковую бумагу для графики и мелкозернистый грунтованный льняной холст для масла.

М.Н. Есть ли что-то, что ты хотела бы сказать взрослому, глядящему на тебя с завистью?

А.Ф. Знай, ты точно можешь лучше! Главное не бояться и не останавливаться.

Алена Фролова в сети:

https://www.facebook.com/alena.frolova.750

https://vk.com/id4019873

https://www.instagram.com/alena_the_artist/

Интервью. Алена Фролова — [настоящий] свободный художник: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *